Главная » 2017 » Сентябрь » 14 » Солдырское I
19:33
Солдырское I
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Перейти к: навигация, поиск



Городище

Солдырское I
удм. Иднакар

Страна
Россия

Республика
Удмуртия

Первое упоминание
нижние слои датируются концом IX века

Статус
Археологический памятник
 Объект культурного наследия РФ № 1810021000№ 1810021000

Состояние
ведутся раскопки

Городи́ще Со́лдырское I (Иднака́р) (удм. «городище [богатыря] Идны́») — археологический памятник федерального значения, средневековое городище IX—XIII веков, памятник чепецкой археологической культуры. Городище расположено в Удмуртии, в четырёх километрах от города Глазова на высоком мысу (гора Солдырь), образованном слиянием рек Чепца и Пызеп. Его площадь составляет 4 га. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 городище Иднакар включено в список памятников археологии, подлежащих охране как памятник археологии, истории и культуры государственного значения.
Помимо Солдырского Первого городища в районе горы Солдырь расположены также городище Солдырское II («Сабанчикар», культурный слой разрушен), несколько могильников (в том числе Бигершай) и селищ.

Содержание
 [скрыть] 

1 История исследований
2 Легенда о возникновении
3 Название
4 Описание городища

4.1 Экономика
4.2 Укрепления
4.3 Стратегическое значение и статус
4.4 Этнический состав

5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки

История исследований[править | править вики-текст]
Исследованиями городища занимались: в 1885—1889 гг. — известный российский археолог А. А. Спицын и выдающийся краевед, инспектор народных училищ Н. Г. Первухин; в 1927—1929 годах московские археологи С. Г. Матвеев и А. П. Смирнов. С 1974 года планомерное изучение проводит археологическая экспедиция Удмуртского института истории языка и литературы Уральского отделения РАН под руководством доктора исторических наук, профессора М. Г. Ивановой[1]. Непосредственным полевым руководителем экспедиции в последнее десятилетие является А. Н. Кириллов, зам. директора музея-заповедника «Иднакар». В начале XXI в. городище Иднакар стало предметом комплексного изучения в работах ижевского историка Алексея Коробейникова[2]
Легенда о возникновении[править | править вики-текст]
Основная статья: Дондинские богатыри
О возникновении Иднакара рассказывает одна удмуртская легенда[3]. Когда-то на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они подросли и женились, тесно стало богатырям жить вместе. Донды с младшими сыновьями основали новые поселения, а Идна остался на Солдырской горе. Эти лихие богатыри могли запросто пригорок вытянуть кверху до величины горы, во время ссор спокойно перебрасывались брёвнами или чугунными гирями. До сих пор сохранились деревни Дондыкар и Весьякар в Глазовском районе. Идна удачно промышлял охотой, причём зимой за добычей ходил не на деревянных, а на золотых лыжах. Богатырь, по преданию, вёл борьбу с русскими, скрываясь в Иднакаре.
Судя по всему, эта легенда относительно позднего происхождения, поэтому отношения к реальной истории Солдырского городища она видимо не имеет[4].
Название[править | править вики-текст]
В настоящее время Солдырское Первое городище известно под названием Иднакар, по удмуртскому названию близлежащей деревни Солдырь. Происхождение эпонимов Идна (Игна, Иднать), Гурья, Весья, Зуй является русским. Это удмуртизованные русские имена Игнат, Гурий, Вася, Зуй. Имя «Идна» вряд ли могло появиться здесь ранее XVI века, поэтому отношения к истории Солдырского городища оно видимо не имеет[4].
Название «Иднакар» является раскрученным рекламным, торговым и туристическим брендом в Удмуртии. Оно широко используется в удмуртской официальной национальной пропаганде и является широким полем для мифотворчества[5].
Описание городища[править | править вики-текст]
В процессе раскопок открыты остатки древних сооружений, жилищ, укреплений, исследована структура памятника, из культурного слоя городища извлечено большое количество свидетельств материальной культуры жителей городища. На основе научных исследований были реконструированы быт, занятия обитателей городища, исследован уровень социально-политической жизни общества того времени.
Экономика[править | править вики-текст]
Солдырское Первое городище было довольно крупным ремесленным центром. Об этом говорят многочисленные находки следов металлургического производства (в основном выплавляли сыродутное железо). На высоком уровне находилось кузнечное ремесло. Широких масштабов достигло местное производство керамики. Местная керамика была негончарной, без орнамента, с добавлением толчёной раковины. На высоком уровне находилось косторезное мастерство: из кости производились копоушки, гребешки и т. п. Городище имело тесные торговые связи с соседними районами (посредством реки Чепцы), а также с Волжской Булгарией[6].
Укрепления[править | править вики-текст]
На Солдырском Первом городище существует три линии укреплений[7]. Первая линия была создана в конце IX века. Она представляла собой вал и ров, причём склоны вала были дополнительно укреплены жердями, что значительно повышало его оборонительные возможности. По мере роста городища была создана вторая линия укреплений, а первая со временем разрушилась и была заселена. Позже была создана третья линия укреплений, судя по всему, для защиты источника воды[6].
Стратегическое значение и статус[править | править вики-текст]
Некоторые исследователи утверждают, что Солдырское Первое городище «представляет из себя вполне рядовое городище, каких в Прикамье обнаружено множество, имевшее довольно низкие фортификационные качества[5]». В действительности Солдырское Первое городище обладало самыми высокими фортификационными качествами среди всех исследованных городищ по реке Чепце[7]. Кроме того, оно располагалось на чрезвычайно удобной в фортификационном смысле и господствующей высоте района, окру́га городища просматривалась на десятки километров. Всё это говорит о стратегическом значении данного городища. Однако нет больших оснований считать его каким-то политическим или религиозным центром, а тем более «столицей древних удмуртов», как считается в удмуртской национальной историографии. На городище не обнаружено никаких следов дворца или крупного жилища правителя. Также не обнаружено следов военного гарнизона. А о государственности праудмуртов в IX—XIII веках не может идти и речи[5].
Некоторые исследователи считают Солдырское Первое городище булгарской факторией[8][6]. Городище являлось крупным укреплённым ремесленным центром, окружённым сельскохозяйственной и промысловой округой. По раскопкам видно, что в XIII веке городище было захвачено и сожжено (возможно, монголо-татарами). В целом упадок и запустение чепецких городищ в XIII-XIV веках связаны с разгромом монголо-татарами в 1236 году Волжской Булгарии, с которой чепецкое население связывали теснейшие экономические, культурные и, возможно, политические связи.
Этнический состав[править | править вики-текст]
Об этническом составе жителей городища нельзя говорить с полной уверенностью. Основная масса жителей Солдырского городища была, несомненно, пермоязычной, то есть находилась в ближайшем родстве с предками современных удмуртов и коми. При этом есть основания предполагать присутствие и каких-то иноэтничных групп (древнерусского населения[9], волжских булгар[8][6]). Попытки отождествить население Иднакара с какими-либо современными этническими группами (удмуртами, коми-пермяками) представляются некорректными[10][11].
См. также[править | править вики-текст]

Чепецкая культура
Дондыкарское городище

Примечания[править | править вики-текст]
↑ Показывать компактно

↑ Иванова М. Г. Иднакар: древнеудмуртское городище IX—XIII вв. — Ижевск, 1998. — 294 с.
↑ Коробейников А. В. Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2006. — 246 с. — ISBN 5-93972-579-1
↑ О жанровом и географическом своеобразии удмуртских преданий о батырах см., напр., Напольских В. В. Батыр пезьдэт: кто есть ху?
↑ Перейти к: 1 2 Чураков В. С. Работа Н. Г. Первухина над циклом «Легенды о богатырях Дондинского округа» // Иднакар. 2009. № 1. С. 29-56.
↑ Перейти к: 1 2 3 Белых С. К. История «древнеудмуртской государственности» как продукт мифотворчества
↑ Перейти к: 1 2 3 4 Коробейников А. В. Иднакар: родовой центр, булгарская колония или фактория? К истории одного научного спора // Иднакар. — 2007. — № 1. — С. 65-75.
↑ Перейти к: 1 2 Коробейников А. В. Иднакар и анализ городищ с позиций их уровня защиты // Иднакар. — 2008. — № 4. — С. 38-63.
↑ Перейти к: 1 2 Напольских В. В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья
↑ Макаров Л. Д. Древнерусское население Прикамья в X—XV веках. Автореф. дис. … д. ист. н. Ижевск, 2006.
↑ Белых С. К. К вопросу о формировании единого удмуртского этноса // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. Ф. Генинга. Ижевск, 2000.
↑ Ухов С. В. Чепца и удмуртский вопрос

Ссылки[править | править вики-текст]

Иднакар // Уральская историческая энциклопедия
Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар»
Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар»
Коробейников А. В. Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции. Ижевск, 2006.
Библиография


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Солдырское_I&oldid=78817664»
Категории: Объекты культурного наследия РоссииЧепецкие городищаСкрытые категории: Страницы, использующие волшебные ссылки ISBNВикипедия:Статьи с переопределением значения из ВикиданныхСтатьи о достопримечательностях без категории на ВикискладеВикипедия:Страницы с картами
Просмотров: 199 | Добавил: oooo_81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar