Главная » 2017 » Сентябрь » 10 » Шумов, Пётр Иванович
19:27
Шумов, Пётр Иванович
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Перейти к: навигация, поиск



Пётр Иванович Шумов

фр. Pierre Choumoff
польск. Piotr Szumow

Дата рождения:

26 марта 1872(1872-03-26)

Место рождения:

Гродно, Российская империя

Дата смерти:

25 июня 1936(1936-06-25)[1] (64 года)

Место смерти:

Лодзь, Польша

Страна:

 Российская империя
 Франция
 Польша

Род деятельности:

художник, фотограф

Отец:

Иван Андреевич Шумов

Мать:

Екатерина Максимовна Шумова (урожд. Котова)

Супруга:

Екатерина (Кейла) Шумова (урожд. Лапина)

Дети:

Мария Шумова,
Татьяна Гуревич
(урожд. Шумова),
Сергей Шумов
(Pierre Serge Choumoff)

Награды и премии:

Гран-при Лондонского салона фотографии (1922),
Бронзовая медаль Французского общества фотографии,
Золотая медаль Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств
в Париже (1925),
Польской Республики

Автограф:

 Пётр Иванович Шумов на Викискладе

Внешние видеофайлы

Обратный отсчёт. Пётр Шумов: чёрно-белая судьба. Фильм телеканала ОНТ

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шумов; Шумов, Пётр.
Пётр Ива́нович Шу́мов (фр. Pierre Choumoff; польск. Piotr Szumow; 1872—1936) — русско-французский фотохудожник, личный фотограф Огюста Родена.

Содержание
 [скрыть] 

1 Биография и творчество

1.1 Россия

1.1.1 Революционная деятельность

1.2 Франция

1.2.1 Освоение профессии
1.2.2 Ателье
1.2.3 Искусство художественной фотографии
1.2.4 Творческая деятельность и признание
1.2.5 «Буашумов»

1.3 Польша

1.3.1 Оценка роли в революционной борьбе

2 Семья
3 Наследие
4 Выставки
5 Комментарии
6 Примечания
7 Литература

7.1 На русском языке
7.2 На французском языке

8 Ссылки

Биография и творчество[править | править вики-текст]
Россия[править | править вики-текст]
Революционная деятельность[править | править вики-текст]
Родился 26 марта 1872 года в Гродно в семье надворного советника. В гимназические годы увлёкся революционными веяниями, участвовал в нелегальном кружке, в издании подпольной газеты. В 1891 году поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. В 90-е годы примкнул к гродненскому революционному кружку Сергея Галюна, поддерживающему связи с польским Вторым Пролетариатом, нелегальными организациями Петербурга, Киева и других городов России[2].
Первый арест Шумова произошёл на студенческих каникулах, летом 1894 года, когда конспиративное собрание кружковцев выследили жандармы. Петру Ивановичу было предъявлено обвинение в хранении нелегальной литературы, на три года запрещён выезд из Гродно. Однако подпольная деятельность продолжалась — Шумов сотрудничал с Российской социал-демократической партией, руководил гродненской организацией Польской социалистической партии. Впоследствии он ещё семь раз был арестован, в общей сложности пришлось провести в тюрьме четыре года[2]. В борьбе за свержение самодержавия, права национальных меньшинств (белорусов, поляков, евреев) участвовала и жена Шумова Екатерина. После очередного ареста в 1906 году возникла перспектива каторги, и в 1907-м тридцатипятилетний Шумов с женой и трёхлетней дочерью Марией покинул Россию.
Франция[править | править вики-текст]
Освоение профессии[править | править вики-текст]
Семья эмигрантов обосновалась в Париже. Шумов отыскал бывшего соратника по революционной деятельности Яна Строжецкого, приехавшего в город несколькими годами ранее. Бывший активный революционер работал в ателье французского фотографа Феликса Боннэ[3] на авеню дё Клиши, 34 и предложил Шумову стать напарником. В отличие от Строжецкого, пристрастившегося к фотографии ещё в ссылке в Якутии в 1903—1904 годах[4][5], для Шумова фотоискусство было областью неизведанной — он признался, что никогда не держал в руках фотоаппарата.

La Closerie des Lilas.
Париж. 1909

Благодаря полученным в университете знаниям и поддержке коллеги механические и химические принципы фотографии удалось освоить довольно быстро, — но художественного образования не хватало. Для постижения искусства создания образов, композиции, сочетания света и тени Шумов отправился на левый берег Сены, в кофейни «Дом», «Ротонда», «Клозри де Лила», «Селект», «Куполь» — излюбленные места встреч живописцев, поэтов, писателей и своего рода центр культурной жизни Парижа начала XX века[2].
Ателье[править | править вики-текст]
Общение не прошло даром — в 1911-м Шумов открыл уже собственное фотоателье на Монпарнасе, рю дю Фобур Сен-Жак, 5 (XIV округ) и вскоре сделался популярным в Париже фотографом-портретистом[6]. Сын фотографа оставил описание творческой лаборатории:

Ателье Шумова, с высокими потолками, располагалось на самом верху здания, фасад которого был оснащён огромным застеклённым фонарём, пропускавшим максимальное количество света. В одном из углов находилась винтовая лестница, ведущая в мезонин, оборудованный под лабораторию. Именно здесь, среди нагромождения реактивов, Шумов занимался проявлением и ретушью негативов, в основном стеклянных пластинок большого формата (18х24)[7].

О. Роден в мастерской

Известности ателье немало способствовало состоявшееся в том же году знакомство Шумова с Огюстом Роденом, быстро перешедшее в тесное сотрудничество, длившееся до смерти скульптора. В 1912—1917 годах Шумов создал фотолетопись последних лет жизни и творчества Родена (портреты мэтра, его работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, Роден на смертном одре и др.). После смерти скульптора Шумов стал первым фотографом Музея Родена, открывшегося в августе 1919 года в Париже[2][8].
Искусство художественной фотографии[править | править вики-текст]

М. Шагал

Работам Шумова свойственна игра на контрасте света и тени. Главным в своём искусстве мастер считал «интуитивное усилие», направленное на проникновение в психологию личности модели. Фотограф работал с моделью по несколько часов, вникая в характер и подбирая наиболее выгодный ракурс — профиль или поворот на три четверти, обыгрывая свет и тень, в зависимости от психотипа личности предлагая устремить взгляд на зрителя или в отдалённую закадровую точку. Важную роль в создаваемых им фотопортретах нередко играла рука, служащая своего рода «цоколем» и вносящая пластический элемент в композицию.

Ж. Питоев

Порой оригинальность образа подчёркивали очки, игра отражения на стёклах использовалась художником для создания интриги.
Большое значение придавалось и технической стороне работы. Исследовательница фонда Шумова в Музее Родена В. Глютрон выделяет два типа ретуши. Первый, применявшийся чаще, выполнялся простым карандашом на стеклянных пластинках — Шумов без нажима наносил мельчайшие штрихи на участки негатива, которые хотел очистить от лишних, на взгляд мастера, деталей — при печати на месте карандашных штрихов получались высветленные участки, свободные от изъянов. Во втором случае на негатив наносилось особое вещество, затем фрагментарно соскабливаемое острым инструментом — на фотографии образовывались затемнённые участки[9]. Для получения особых художественных эффектов использовался бромойлевый процесс печатания[2][10].
Ретушь служила не созданию идеализированного образа модели, а акцентированию черт, составляющих её характер и оригинальность. В докладе о художественной фотографии в мае 1923 года Шумов отмечал:

При фокусировке мы отдаляемся от натуры, потому что глаз приближается при этом вплотную к объекту, тогда как реально мы наблюдаем его с некоторой дистанции. Помещая глаз так близко, мы обычно замечаем гораздо больше деталей <…>. Поэтому нужно добиться устранения некоторых несущественных, поскольку они невидимы для глаза, деталей. Это достигается либо с помощью ретуши, либо путём получения размытого изображения. Отсюда необходимость ретуши в случае [слишком] чёткого изображения[11].

Творческая деятельность и признание[править | править вики-текст]
В 1918 году Музеем Родена в Базеле и Берне были организованы посвящённые творчеству Родена выставки, представлявшие скульптуры, акварели и рисунки мэтра, а также 40 фотографий Шумова.
В 1921-м выставки фотопортретов Шумова прошли в помещениях «Русского книгоиздательства „Я. Поволоцкий и Ко“» и фабрики «Lumier». В 1922—1923 годах художник сотрудничал с Обществом «L’Art et science», Обществом русских инженеров, выступал с докладами и лекциями о художественной фотографии.

Портрет Графини Х

Европейскую известность фотографу принесли Гран-при Лондонского салона фотографии за «Портрет Графини Х» и ежегодный приз лондонского журнала «Photograms of the year» (1922), сопроводившего публикацию комментарием:

…переходим к изумительному «Портрету Графини Х» Пьера Шумова — французскому до мозга костей. Восхищает мастерство, превращающее шелковистую собаку в средоточие света, в лёгкой дымке серебристо-серых тонов. Фон замечательным образом сочетается с сюжетом, и абрис кресла эпохи Людовика XVI придаёт всей композиции законченный характер[12].

Шумов участвовал в Осенних салонах (1927, 1930), Салоне Тюильри (1932) и других выставках. За портреты был удостоен бронзовой медали Французского общества фотографии, золотой медали Всемирной выставки в Париже (1925)[13][14].
В 1920-х годах Шумовым создана галерея фотопортретов известных русских деятелей культуры — М. Алданов, Л. С. Бакст, К. Д. Бальмонт, М. Волошин, Н. С. Гончарова, Б. К. Зайцев,А. И. Куприн, М. Ф. Ларионов, В. В. Маяковский,С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, С. Н. Судьбинин, А. Н. Толстой, Н. Тэффи, М. И. Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Саша Чёрный, М. З. Шагал, Л. Шестов, И. С. Шмелёв, В. И. Шухаев, И. Г. Эренбург и другие, серия портретов танцовщиков и балерин Русского балета С. П. Дягилева; портреты митрополита Евлогия, генерала А. И. Деникина, политиков А. Ф. Керенского, П. Н. Милюкова, П. Б. Струве, премьер-министра Великобритании Дж.-Р. Макдональда, А. Барбюса, Э. Верхарна, Айседоры Дункан, Ж. Кокто, Ф. Леже, К. Моне, А. Франса, А. Эйнштейна и многих других[15].

В. Ходасевич

Н. Тэффи

Саша Чёрный

М. Цветаева

…Шумов — больше, чем просто фотограф, пусть даже искусный: это очень тонкий психолог, высокообразованный человек, которого любят и посещают поэты, художники, он сам — художник, мыслящая личность…

 — писала критика[16].

Фрагмент открытки
М. Цветаевой П. Шумову.
Лондон. 24 марта 1926

А. И. Куприн, направляя на рю дю Фобур Сен-Жак знакомых музыкантов, писал: «Дорогой Пётр Иванович, к Вам обратится квартет Кедровых, чтоб и Вы увековечили их своим художественным объективом. Будьте к ним так же любезны, как и ко мне, Вашему другу и покорному слуге. Ваш Александр Куприн». «Дорогой Петр Иванович. Карточки восхитительны, — писала М. И. Цветаева, приглашая фотографа на свой вечер в начале марта 1926 года. — Сделайте мне, пожалуйста, для начала по две». В открытке, посланной из Лондона 24 марта того же года, она сообщала: «Весь Лондон полон Вашей славой. Трублю её повсеместно, — не словом, а делом, то есть показывая Ваши (свои) карточки, которые здесь со мной. Лондонцы (особенно дамы!) наперебой берут Ваш адрес». «Я не забуду конечно Вас благодарить за Ваши присланные фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии! Спасибо», — писал М. Шагал в 1927-м[17]. Эти и многие другие письма благодарных посетителей ателье сохранились в архиве Шумова.
В 1929-м году художник пожертвовал свои фотоработы для благотворительной лотереи в пользу Комитета помощи русским писателям и учёным во Франции[18].
«Буашумов»[править | править вики-текст]

Портрет Р. Макдональда
работы П. Шумова.
Буашумов, инкрустация

Шумову принадлежит изобретение оригинального метода художественного изображения, получившего название «Буашумов» (фр. Les Boischoumoff)[К 1] — инкрустация на дереве, выполняемая на основе фотографии. Используя фотопортрет как основу, мастер переносил на деревянную поверхность главные контуры и линии лица. Затем вырезал тончайшие лепестки из разных пород дерева и укладывал их вплотную друг к другу — так, чтобы тона и оттенки перетекали друг в друга, образуя инкрустированный портрет. Для этой работы художник заказывал экзотические породы дерева разных тонов[19].
В 1931 году французский поэт, критик и переводчик А. Мерсеро писал:

После долгих экспериментов Шумов изготавливает теперь портреты с деревянными инкрустациями под названием «Буашумов». При этом разнообразие тонов, получаемое за счёт использования различных видов натурального дерева — белого дерева всех оттенков, тёмного дерева, жёлто-серого, носит бесконечный характер. Ему нужно для этого подобрать зернистость, цвет, породу дерева, и тогда уже в дело вступают одновременно надёжность его интуиции и его искусство[20].

Польша[править | править вики-текст]
Оценка роли в революционной борьбе[править | править вики-текст]
Мировой экономический кризис 1929 года затронул и ателье на рю дю Фобур Сен-Жак, в июле 1933-го его пришлось закрыть[21]. Шумов с женой и сыном переезжает в Польшу, работает консультантом на крупном химическом заводе в Лодзи.
В июле 1934 года польское правительство награждает его Крестом Независимости — за заслуги в революционной борьбе.
25 июня 1936 года П. И. Шумов скончался от сердечной недостаточности. На его похоронах присутствовали видные польские деятели[22]. Похоронен на кладбище Евангелической реформистской церкви в Лодзи.
Семья[править | править вики-текст]
После смерти П. И. Шумова его жена Екатерина (урожд. Кейла Лапина; 1880—1941/42) вернулась в Гродно, в дом, доставшийся по наследству от родителей. В начале Второй мировой войны погибла в немецком концлагере.
Дочь Мария (1904—1917) умерла в Париже в детском возрасте.
Дочь Татьяна (в браке Гуревич; 1914/1915—1998) после войны жила в Ленинграде, работала в Музее А. С. Пушкина на Мойке, 12, сотрудничала в издательстве «Аврора», преподавала французский язык; в 1970-м вернулась в Париж[23].

Серж Шумов с отцом.
Париж. Конец 1920-х годов (?)

Сын Сергей (1921—2012) в 1936 году, после смерти отца, вернулся в Париж, учился в лицеях Монтень и Луи-ле-Гран, на факультете наук Парижского университета, в Национальном институте науки и техники ядерных исследований. Получил диплом лиценциата математических наук. Во время войны участвовал в движении Сопротивления, арестован в 1942 году, отправлен в концентрационный лагерь Маутхаузен[24]. После освобождения работал инженером в Центре исследований в области физики (1954), с 1956-го руководител отделом ядерных исследований Французского отделения компании «Thompson-Hauston». С 1962-го — начальник лаборатории и главный инженер, член и президент административного совета Французского общества по изучению вакуума (1964—1965); в 1968—1990 годах — член исполнительного совета Международного Союза по науке и технике и использованию вакуума (UISTAV)[25]. Автор большого количества публикаций по физике вакуума и его применению, ряда работ о Маутхаузене. Вице-президент Международного комитета узников Маутхаузена. Кавалер ордена Почётного легиона и Военного креста. Награждён Воинской медалью, Крестом Добровольцев Сопротивления, Крестом Добровольцев, Медалью Интернированных за участие в Сопротивлении, почётным знаком «За заслуги перед Австрийской республикой»[26].
Наследие[править | править вики-текст]
Работы Петра Шумова хранятся в Музее Родена[27][28], агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet») (Париж)[29], Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва)[30].
Значимой единицей фонда Шумова в Музее Родена является собственноручно составленная фотографом полная опись его работ, посвящённых Родену и его произведениям, — 149 оригинальных фотографий произведений мэтра и 58 портретов и снимков, иллюстрирующих творческую жизнь и быт скульптора, — фотодокументальное свидетельство последних лет жизни Родена[31].
В СССР фотографии Шумова часто использовались для иллюстрирования литературно-художественных изданий — без указания авторства, по сложившейся традиции или незнанию издателей, авторство не всегда указывается и изданиях постсоветской России XXI столетия[32].
Выставки[править | править вики-текст]

«Огюст Роден. 1840/1917» («Auguste Rodin. 1840/1917»). Базель, Берн, 1918
Персональная выставка фотопортретов в помещении «Русского книгоиздательства „Я. Поволоцкий и Ко“». Париж, март 1921
Персональная выставка фотопортретов в помещении фабрики «Люмьер» (l’usine «Lumière»). Париж, декабрь 1921
Гран-при Лондонского салона фотографии (International Exhibition of The London Salon of Photography). Лондон, 1922
Бронзовая медаль Французского общества фотографии (Société française de photographie). Париж, до 1925
Золотая медаль Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition internationale des Arts décoratifs et industriels modernes). Париж, 28 апреля — 25 октября 1925
Осенний салон (Salon d’automne). Париж, октябрь—ноябрь 1927; октябрь—ноябрь 1930
Салон Тюильри (Salon des Tuileries). Париж, июль 1932
Персональная выставка в Библиотеке-Фонде «Русское зарубежье». Москва, май 2000
«Русский парижанин»: Персональная выставка в Музее-квартире А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 8 июня — 8 июля 2000
«Русский фотограф в Париже. Пьер Шумов»: Персональная выставка в Музее Родена (Musée Rodin). Париж, 25 января — 3 апреля 2005[33]
«Роден и фотография» («Rodin et la photographie»). Музей Родена. Париж, 14 ноября 2007 — 2 марта 2008
Национальный исторический музей Республики Беларусь. Минск, март 2012[34]

Комментарии[править | править вики-текст]

↑ От фр. bois — дерево + фамилия художника.

Примечания[править | править вики-текст]
↑ Показывать компактно

↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.


↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 Антонова А. Возвращение имён: Пётр Иванович Шумов // Гродзенская праўда : газета. — 2013. — 15 августа.
↑ Félix Bonnet
↑ Алексеев Э. Е. Якутские песни в свете теории мелодических ладов : Автореф. дисс. / сектор истории музыки народов СССР Ин-та истории искусств Министерства культуры СССР. — Москва, 18 июня 1970.
↑ Смирнов Д. В. Музыкально-этнографическая комиссия // Традиции русской художественной культуры : Межвуз. сб. науч. тр. — М. ; Волгоград. — Т. 3. — С. 213—232.
↑ Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на рус. и фр. яз. ; сост. С. Шумов, П. Гуревич, С. Некрасов и др]. — М.: Рус. путь, 2000. — С. 33. — 96 с. — 2000 экз. — ISBN 5-85887-082-1.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 19—20.
↑ Леонидов В. Великий и почти забытый Пётр Шумов // Наше наследие : журнал. — 2000. — № 55.
↑ Glutron V. Le fonds Choumoff / dir. de publ., réd. en chef H. Pinet. — 4 vol. — Paris, 1997. — 40+[14+58+74] p. См. также: Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на рус. и фр. яз. ; сост. С. Шумов, П. Гуревич, С. Некрасов и др]. — М.: Рус. путь, 2000. — С. 20—21, 34. — 96 с. — 2000 экз. — ISBN 5-85887-082-1.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 20—21, 34.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 23.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 7, 24.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 36.
↑ Волкова Г. В. Фотография в общественно-политической и культурной жизни Российского зарубежья (1920—1930-е гг.) // Новый исторический вестник : журнал. — М., 2007. — Вып. 16. — С. 256.
↑ Российское зарубежье во Франции, 2010, с. 584.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 20.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 6, 7, 20.
↑ Волкова, 2007, с. 256.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 35.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 34.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 36—38.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 38.
↑ Шумова Татьяна Петровна // Российское зарубежье во Франции. 1919—2000 : биогр. слов. : в 3 т. / под. общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М.: Наука : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008—2010. — Т. 3. — С. 585. — 752 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-037382-2.
↑ Choumoff Pierre Serge на сайте Mauthausen Monument; Pierre Serge Choumoff на сайте L’Union Nationale des Associations de Déportés / La Fédération Nationale des Déportés et Internés de la Résistance.
↑ Российское зарубежье во Франции, 2010, Шумов Сергей Петрович, с. 584—585.
↑ Biographie Serge Choumoff на сайте Who is Who in France
↑ См.: Les dernières années на сайте Музея Родена.
↑ Musée Rodin — Bibliothèque
↑ См.: Auguste Rodin.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 22.
↑ Русский парижанин..., 2000, с. 33.
↑ Шумов Пётр Иванович. Искусство и архитектура Русского зарубежья (19 февраля 2013). — сост. Д. Я. Северюхин. Проверено 29 ноября 2014.
↑ Un photographe russe à Paris, Pierre Choumoff (1872—1936)
↑ Ретроспектива французской фотографии из крупнейших собраний Парижа в Минске

Литература[править | править вики-текст]
На русском языке[править | править вики-текст]

Шумов Пётр Иванович // Российское зарубежье во Франции, 1919—2000 : биогр. слов. = [L'Émigration russe en France, 1919—2000] : в 3 т. / под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М. : Наука ; Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. — Т. 3 : С—Я. Дополнения. — С. 584. — 752 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036267-3. — ISBN 978-5-02-037382-2 ; ISBN 978-5-93015-117-6 (т. 3).
Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920—1940. Франция / под общ. ред. Л. А. Мнухина. — Т. 1—4. — М.; Paris: Эксмо ; YMCA-Press, 1995—1997. — Т. 1: 1920—1929. — С. по указателю. — 630 с.
Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на рус. и фр. яз. ; сост. С. Шумов, П. Гуревич, С. Некрасов и др]. — М.: Рус. путь, 2000. — 96 с. — 2000 экз. — ISBN 5-85887-082-1.
Урес А. В объективе русского художника // Невское время : газета. — 2000. — 10 июня. — № 104 (2227).
Леонидов В. Великий и почти забытый Пётр Шумов // Наше наследие : журнал. — 2000. — № 55.
Волкова Г. В. Фотография в общественно-политической и культурной жизни Российского зарубежья (1920—1930-е гг.) // Новый исторический вестник : журнал. — М., 2007. — Вып. 16. — С. 251—264.
Антонова А. Возвращение имён: Пётр Иванович Шумов // Гродзенская праўда : газета. — 2013. — 15 августа.

На французском языке[править | править вики-текст]

Glutron V. Le fonds Choumoff / dir. de publ., réd. en chef H. Pinet. — 4 vol. — P., 1997. — 40+[14+58+74] p.
Carette C. P. Choumoff : le dialogue de la photographie et de la sculpture : un moment d'équité / dir. de la recherche M. Poivert. — P.: Université Panthéon-Sorbonne, 2007. — 117 p.
Viéville D. (préf., etc.), Pinet, H., Garet, M. et al. Rodin et la photographie : [Exposition : Paris, Musée Rodin, 14 novembre 2007 — 2 mars 2008]. — Paris: Musée Rodin, 2007. — 223 p. — ISBN 978-2-07-011909-7.

Ссылки[править | править вики-текст]

Шумов, Пётр Иванович на Викискладе

Работы П. Шумова на сайте Музея Родена (Musée Rodin)
Работы П. Шумова на сайте агентства «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)
Шумов Пётр Иванович на сайте Дома-музея Марины Цветаевой
Фотографии Петра Шумова на сайте Parisienne de Photographies

 
  Тематические сайты

RKDartists

Нормативный контроль

BNF: 14838740t · ISNI: 0000 0001 1669 3970 · LCCN: nr00030026 · NKC: jo20000080318 · NUKAT: n2006005146 · SUDOC: 085734039 · VIAF: 71660711


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Шумов,_Пётр_Иванович&oldid=87188146»
Категории: Персоналии по алфавитуРодившиеся 26 мартаРодившиеся в 1872 годуРодившиеся в ГродноУмершие 25 июняУмершие в 1936 годуУмершие в ЛодзиФотографы по алфавитуФотографы ФранцииФотографы XX векаКавалеры Креста НезависимостиДеятели русской эмиграцииИммигрировавшие во Францию из РоссииОгюст РоденПерсоналии:Изобразительное искусствоПерсоналии:ПарижПолитические эмигрантыПохороненные в ЛодзиРеволюционеры БелоруссииРоссийские соотечественникиРусские в ПольшеРусские во ФранцииФотографы-портретистыЭмигранты из Российской империиУмершие от сердечной недостаточностиСкрытые категории: Страницы, использующие волшебные ссылки ISBNВикипедия:Статьи с переопределением значения из ВикиданныхВикипедия:Статьи с источниками из Викиданных
Просмотров: 237 | Добавил: oooo_81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar