Главная » 2017 » Сентябрь » 14 » Коливо
20:03
Коливо
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2016;
проверки требуют 4 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2016;
проверки требуют 4 правки.


Перейти к: навигация, поиск



Эту страницу предлагается объединить со страницей Кутья.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/27 февраля 2015.
Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Коливо

Коливо (канун; греч. κόλλυβα; укр. коливо; серб. кољиво; болг. коливо, варено жито; рум. colivă; церк.-слав. ко́лѷво, ко́ливо, ко́лива) — поминальное блюдо в православных церквях. Это может быть каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, в некоторых местностях — из риса), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, в некоторых местах на Правобережной Украине — гороховая каша, кое-где в Румынии — особый зерновой хлеб. Блюдо подаётся первым на поминальном обеде после похорон.
Существует также обычай в пятницу первой седмицы Великого поста приносить коливо (кутью) в церковь, что служит напоминанием о чуде мученика Феодора Тирона[1]. В этот день «после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья», сам же день памяти великомученика празднуется в первую субботу Великого поста[2].

Содержание
 [скрыть] 

1 Название
2 Рецепт
3 Традиция
4 Значение в православии
5 Канун
6 См. также
7 Примечания
8 Литература

Название[править | править вики-текст]
Название связано с античным[3] обычаем поминальных подношений из зерна и фруктов «kolibo»[4], дословно переводится с греческого как «вареная пшеница»[5].
Рецепт[править | править вики-текст]
Коливо готовится из варёного (пропаренного) зерна пшеницы или ячменя, теперь, иногда, из риса и изюма, а на Подолье и других районах Правобережья, где проживало польское население, также из гороха и гречки. Приготовление колива почти совпадает с рецептом кутьи, однако коливо менее сладкое.
Традиция[править | править вики-текст]
Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается, что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался Κόλλυβα, и почти в неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.[источник не указан 1163 дня]
Также есть версия, что христианская традиция употреблять коливо принесена на Русь Православной Церковью, после введения христианства. А связанное употребление колива с преследованием христиан Юлианом II Отступником, который решил коварным образом испоганить христианский Великий пост, дав приказ тайно окропить все продукты на рынках идоложертвенной кровью. Однако местному архиепископу Евдоксию явился святой мученик Феодор Тирон, замученный язычниками за веру христианскую полвека до этого, и предупредил христиан о коварном замысле Юлиана Отступника. А также, Феодор Тирон, посоветовал не покупать на рынках продукты осквернённые язычниками, а приготовить «коливо» из домашних запасов пшеницы и мёда. С тех пор коливо является ритуальным блюдом в православных христиан в первую пятницу Великого поста, и в поминальные дни[6].
У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать коливо (кутью, канун), затем блины, кисель с медом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили коливо и блины[7].
Кроме приготовления колива для поминального обеда после захоронения, традиционным было выпекания свежего хлеба, который, по обыкновению, в этот день не резали ножом, а ломали руками. Иногда «для покойника» клали отдельную ложку на стол или на покутье под образами.
Значение в православии[править | править вики-текст]
Зёрна символизируют будущее всеобщее воскресение мёртвых; мёд или сахар — блаженство будущей вечной жизни[8].
Канун[править | править вики-текст]
В понятие Кану́н входит не только коливо, но и питьё для поминовения усопших[9].
Коливо или кутью приносят в христианской церкви:

В честь и память Господних праздников и святых.
В память усопших.
В первую седмицу Великого поста, в пятницу, в память чуда великомученика Феодора Тирона.

Для поминовения усопших коливо (кутью) приносят и ставят на канун или канон (народное название, означающее — панихидный стол в церкви) на освящение в Церковь. После того, как священник отпоет покойника или отслужит панихиду или литию, он освящает молитвою кутью, которую обычно едят сами и раздают соседям и нищим за поминовение душ усопших. Коливо готовят также в годовые поминальные дни (Родительские субботы или «Деды», Задушки, Задушницы, на Радоницу). Обычно коливо едят в начале трапезы на поминальных обедах. К коливу принято подавать в отдельном соуснике постное молоко (сочиво), которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, иногда из миндаля.
См. также[править | править вики-текст]

Коливо на Викискладе

Кутья — рождественское восточнославянское блюдо
Сочиво
Культ предков

Примечания[править | править вики-текст]

↑ Кутия, коливо // «Азбука веры», православный интернет-портал.
↑ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР ТИРОН // Православие.Ru.
↑ Коливо. Азбука Християнства.
↑ София Фарах. Как приготовить кутью, сочиво или коливо. lady.ТСН.ua (5 января 2014).
↑ Коливо. Открытая православная энциклопедия «Древо».
↑ Великомученик Феодор Тирон. Православие.RU.
↑ Валенцова, 2004, с. 70.
↑ Покровский Д. Коливо // Словарь церковных терминов.
↑ Полный церковнославянский словарь (Протоиерей Г. Дьяченко), стр. 244

Литература[править | править вики-текст]

Кутья / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 69–71. — ISBN 5-7133-1207-0.
Жайворонок В. В. Знаки української етнокультури: Словник-довідник. — К.: Довіра, 2006.  (укр.)
Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991.
Таланчук О. М. Українознавство. Усна народна творчість. — К.: Либідь, 1998.  (укр.)
Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. — СПб., 1995.


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Коливо&oldid=85352455»
Категории: Русская кухняУкраинская кухняБелорусская кухняБолгарская кухняСербская кухняГреческая кухняРумынская кухняМолдавская кухняПища в религииПравославные традицииУкраинские обычаиСлавянская обрядовая еда и напиткиСкрытые категории: Википедия:Кандидаты на объединениеВикипедия:Просроченные подведения итогов по объединению страницВикипедия:Нет источников с июля 2014Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 днейСтраницы, использующие волшебные ссылки ISBN
Просмотров: 264 | Добавил: oooo_81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar